Главные проблемы российской государственной информационной политики  27

Аналитика и прогнозы

08.04.2022 15:40

Георгий Фёдоров

2008  8.9 (8)  

Главные проблемы российской государственной информационной политики

фото: kartinkin.net

Специальная военная операция на Украине в очередной раз показала недостатки российской государственной информационной политики. Западные оппоненты, обеспечивающие медийную поддержку действующему украинскому режиму, практически полностью перехватили информационную повестку, транслируя всему Западному сообществу откровенно русофобскую картинку. Хуже того, через цифровые социальные медиа демонизированный образ России, наших Вооруженных Сил, политического руководства проникает и в сознание российских пользователей. К сожалению, похвастаться аналогичным по масштабам и эффективности воздействием на западное общество мы не можем

У этого есть ряд причин:

  • Отсутствие последовательности официальной информационной политики

Отказ от государственной идеологии создал моральный, идейный, духовный и ценностный вакуум, в котором вынуждены существовать не только рядовые граждане, но и государственный аппарат — от простых чиновников до руководителей профильных министерств и ведомств. В результате, в условиях отсутствия четких ориентиров государственный аппарат даже при наличии согласованного решения сверху действует и выступает в публичном пространстве ситуативно.

  • Фрагментарность

Государственные информационные кампании отличаются отсутствием четкой структуры управления. В результате официальные лица могут транслировать диаметрально противоположные точки зрения по одной и той же проблематике. Отсутствие единой позиции по ключевым вопросам внутренней и внешней политики негативно отражается на имидже государственной власти и оставляет значительную часть общества в состоянии неопределенности.

  • Зависимость от зарубежных технологий и цифровых платформ

Популярные социальные сети, видеохостинги, мессенджеры управляются извне и фактически не подконтрольны российским регулирующим органам. Facebook, Instagram, Twitter, Youtube, TikTok и другие платформы — сверхпопулярны среди российских пользователей, но повлиять на публикуемый там контент мы, фактически, не можем. Даже в тех случаях, когда речь идет о прямом нарушении российского законодательства.


Показателен пример видео-хостинга Youtube, пачками блокирующего каналы российских СМИ, или социальной сети Facebook, официально разрешившей посты с призывами насилия в отношении российских Вооруженных Сил и первых лиц государства не только вопреки российскому законодательству, но внутренним правилам самой площадки. Все, что может противопоставить этому российский регулятор — постановление о блокировке. Эффектность последнего с учетом технологий VPN можно поставить под сомнение. Достаточно вспомнить полностью проваленную госорганами двухлетнюю кампанию по «блокировке» мессенджера Telegram.

  • Слабое развитие альтернативных отечественных цифровых платформ

Попытки создать российские «аналоги» за редким исключением оборачиваются либо слабой популярностью (яркий пример - Rutube), либо региональной локализацией (Вконтакте, Одноклассники и т.д.) О новых проектах, заявивших о себе за последний месяц, и говорить не стоит. 99,9% из них — попытка привлечь государственное или частное финансирование на волне очередной волны «импортозамещения».

Перспективы развития

Сразу хочу отметить, что запретительные меры в данном случае контрпродуктивны. Нужно принять тот факт, что мы неспособны создать суверенный закрытый интернет по примеру того же Китая. Общественность просто не примет такого радикального решения после почти трех десятилетий интеграции в Западный интернет. Отгородиться от развитого мира мы не можем, это факт. Интегрироваться в китайское информационное пространство — тоже. Значит, нужно кардинально изменить подход государства к информационной политике и начать с решения первоочередных задач:

  1. Широкое общественное обсуждение новой государственной идеологии;
  2. Возвращение в Конституцию РФ статьи о государственной идеологии;
  3. Выстраивание на ее основе последовательной государственной информационной политики;
  4. Переформатирование культурно-идеологического блока Правительства, реформирование органов власти, отвечающих за информационную политику, массовую культуру, образовательную деятельность, просвещение и т.д.

Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину